ВкусВилла и другие лидеры: как дарксторы привлекают инвестиции и меняют рынок

0
110

Во время локдауна 44% россиян начали заказывать продукты и товары первой необходимости онлайн. Дарксторы стали привлекательной нишей для инвестиций, так как количество клиентов растет. В статье анализируются успешные компании и свободные ниши на рынке ЕАЭС.

Даркстор (dark store) — это склад, оптимизированный для быстрого сбора онлайн-заказов. Клиент делает заказ через приложение или сайт, работник даркстора быстро его комплектует, и курьер доставляет его в течение нескольких минут. Основная продукция — еда и товары FMCG сегмента.

ВкусВилла и другие лидеры: как дарксторы привлекают инвестиции и меняют рынок
Freepik

Эти магазины требуют небольшой радиус доставки и быструю (15-20 минут) доставку, поэтому их должно быть много по всему городу. На запуск крупного игрока нужны миллионы долларов. Лидеры рынка получают средства от инвесторов и материнских компаний.

«Самокат» — пионер российского рынка дарксторов. Изначально компания предлагала платформу для заказа продуктов из местных магазинов. В 2018 году появились первые дарксторы. Компания быстро росла благодаря инвестициям от Startup Lab и Begin Capital, а также сделке с девелопером ПИК на $4 млн. В 2020 году «Самокат» вошел в совместное предприятие с VK и Сбером, что позволило быстро расширяться. К концу 2021 года сеть открыла 722 даркстора, ожидается выручка более $0.5 млрд.

«Яндекс.Лавка» — второй крупнейший игрок, начавший как стартап внутри корпорации Яндекс. Компания активно росла и планирует инвестировать более $0.5 млрд в eGrocery сервисы. Средний чек у «Лавки» выше, чем у «Самоката», благодаря ресурсам материнской компании.

Остальные игроки, такие как ВкусВилла и X5 Group, пока значительно отстают: ВкусВилл имеет 50 точек, X5 Group — 25. Рынок онлайн-доставки товаров первой необходимости далек от насыщения: только 0,5% спроса удовлетворяется дарксторами. Ожидается, что рынок будет расти благодаря снижению времени и стоимости доставки, а также автоматизации процессов.

Конкурентное преимущество скрывается в технологиях. Оптимизация процесса сбора заказа, предиктивная аналитика и качественная работа с персоналом — ключевые факторы успеха. Новым стартапам стоит фокусироваться на оптимизации этих процессов.

Тренд на рост дарксторов очевиден, и он будет продолжать набирать обороты. Автоматизация и улучшение сервиса помогут привлечь больше клиентов и изменить привычный подход к покупкам.

ВкусВилла активно развивает свои дарксторы, занимая значимое место в быстро растущем рынке. Эта компания имеет все шансы стать лидером благодаря стратегическим инвестициям и оптимизации процессов.

Тренд на рост сегмента дарксторов продолжает набирать обороты, и «темные» магазины становятся все более популярными, предлагая удобство и быстроту доставки. В ближайшее десятилетие ожидается, что каждая вторая покупка будет совершаться онлайн, что приведет к значительному росту рынка.